Ректор МСПИ Д.А. Мельников на заседании Совета Российского Союза ректоров
8 июля 2025 года ректор МСПИ Д.А. Мельников принял участие в работе Совета Российского Союза ректоров, посвящённого рассмотрению проекта Стратегии развития образования в Российской Федерации и актуальных вопросов развития высшей школы.
С докладами по повестке дня расширенного заседания выступили:
- Министр просвещения Российской Федерации С.С. Кравцов;
- заместитель Министра науки и высшего образования РФ Д.В. Афанасьев;
- президент Российского Союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, академик В.А. Садовничий;
- председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по науке и высшему образованию С.В. Кабышев;
- председатель комитета Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации по молодёжной политике А.П. Метелев;
- первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, депутат О.Н. Смолин;
- вице-президент Российской академии наук С.Н. Калмыков;
- президент Российской академии образования, академик РАО О.Ю. Васильева.
С.С. Кравцов в своём докладе «О Стратегии развития образования в Российской Федерации до 2036 года» отметил, что педагогическое высшее образование стало самым популярным в этом году, педагоги в лидерах. По мнению министра просвещения, необходимо создать единую федеральную программу школьного и университетского образования, а также учредить единые учебники по всем школьным предметам.
Ректор МГУ В.А. Садовничий выступил с докладом «О Стратегии развития образования в Российской Федерации и актуальных вопросах развития высшей школы», в котором он отметил, что стратегия закрепляет постепенный отказ от Болонской системы образования и возвращение к отечественным образовательным традициям. Основной смысл создания общего документа для всей системы образования в России – формирование единого образовательного пространства и определение общих принципов, по которым будет развиваться образование в ближайшем будущем. Нерешёнными проблемами российской системы образования Виктор Садовничий назвал изоляцию научных и педагогических кадров от участия в международных исследованиях, региональные диспропорции финансирования образования и ресурсной оснащённости, структурный дефицит педагогических кадров, а также непрофильную бюрократическую нагрузку на педагогических работников.
Председатель Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию С.В. Кабышев заявил, что университет не может превращаться в супермаркет компетенций, он должен быть храмом знаний о жизни и для лучшей жизни.
«Необходимо решить вопрос целеполагания: что именно считать приоритетом развития образования. Здесь недопустим как узкоутилитарный экономико-центрический подход, так и неоправданный уклон в сторону рафинированного академизма», – подчеркнул депутат.
Участники сессии отметили необходимость общего социогуманитарного подхода к образованию и воспитанию, формирования фундаментальных ценностей на школьном этапе, к которым в вузах впоследствии должны добавляться практические навыки.
Совет российского Союза ректоров одобрил проект Стратегии развития образования в Российской Федерации до 2036 года с учётом высказанных предложений и замечаний. По итогам заседания была отмечена важность скоординированной работы вузов, научного сообщества и органов власти для реализации целей Стратегии и обеспечения устойчивого развития системы высшего образования в стране.